А якщо по-чесному? Сім кіл пекла легального бізнесу по-українськи

За матеріалами epravda.com.ua
Чому в Україні складно, а іноді неможливо відкрити бізнес, і чому бізнес не хоче грати за правилами держави? (Рос.)

53 документа должен собрать украинец, чтобы открыть, например, такой бизнес как “киоск с кофе”. Для этого предпринимателю надо пройти 20 процедур, и получить 19 документов.

На самом деле, это даже неполный список. Таким он может быть только при условии самостоятельного оформления аренды земельного участка и установки кассового аппарата.

По словам руководителя BRDO Алексея Гончарука, легально открыть бизнес в Украине сложно: иногда на это уходят годы, а в некоторых случаях открыть бизнес даже невозможно.

“Значительная часть предпринимателей не выполняет правила государства, потому что эти правила никому непонятны. Государство попросту забыло, ради кого существует, забыло, что его функция — предоставлять людям качественный сервис”, — подчеркивает Гончарук.

Чтобы понять, насколько сложно сегодня легально открыть и вести бизнес, “Экономическая правда” предлагает рассмотреть несколько примеров.

В Украине в основном “несвободная” экономика

В рейтинге Doing Business Украина занимает сегодня 76 место. “Это заслуженно низкое место, — считает Гончарук. — Для европейской страны это плохо”.

Украину в этом рейтинге обгоняют Беларусь, Молдова, Грузия, Казахстан, Россия, Польша, Эстония. Начиная с 2012 года наша страна сумела значительно улучшить свой результат, однако динамика последних трех лет очень слабая.

В рейтинге Индекса экономической свободы (Index of Economic Freedom) наши позиции куда хуже. 150 место в 2018 году — между Камеруном и Сьерра-Леоне. Мы в числе стран, где в основном не свободная экономика. Позитивный прогресс мизерный.

Что думает малый бизнес об условиях ведении бизнеса

Совладелец киевской кондитерской ART Éclair, Евгений Елизарьев. “Налоговая — это наше всё”.

В общей сложности на бумажное оформление бизнеса Елизарьев потратил 3-4 месяца. Большую часть документов он оформлял уже в процессе ведения бизнеса. В целом все бумажные процедуры растянулись на один год. Часть процедур совладелец бизнеса проходил лично, а часть отдал на откуп специальной аутсорсинговой компании. Ее услуги обошлись в 4-5 тыс. грн.

“Человеку, который хочет вести бизнес, лучше отдать эту работу профессионалам, чтобы не терять время и не терять запал по ведению непосредственно бизнеса. Собственнику бизнеса нужно думать о том, как расширять бизнес, а не о том как получать какие-то бюрократические бумажки”, — рассказывает о своем опыте Елизарьев.

Он говорит, главное —  зарегистрироваться в налоговой. Все остальное можно делать в процессе, потому что проверки бизнеса сегодня запрещены.

“Откровенно говоря, сегодня для открытия малого бизнеса в Украине наиболее благоприятные условия с того момента, как я себя помню. Проблем зарегистрироваться нет”, — говорит предприниматель.

“Больше всего трудностей возникает с налоговой. Они больше всех требуют бумажек, каких-то устаревших форм ведения отчётностей, того, что малому бизнесу вообще не надо. На втором месте по сложно взаимодействия — это соцстрах. С ним сталкиваешься, когда берёшь людей на работу. Но все-таки налоговая — это наше всё сегодня”, — добавляет он.

Регистрация кассового аппарата в Украине. Восемь кругов бюрократии. 

Совладелец частного детского сада. “Чиновники должны понять, какие услуги они вообще оказывают”.

“Я вам расскажу анекдотичный случай, — рассказывает предприниматель на условиях анонимности. — Сегодня, если вы посмотрите на Порядок получения лицензии для открытия частного детского сада, там есть Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Главное управление МЧС и есть Госслужба по вопросам труда. Мы звоним в гоструда и спрашиваем: а вы выдаете такой документ? Они отвечают: мы не знаем.

Вы можете обзвонить наверное 60% их номеров телефонов и никто на том конце провода не знает, что они должны выдать такой документ. На сайте гоструда написано, что они выдают документы, связанные с опасными видами труда, например, подземные, взрывные, высотные работы. Там это актуально. Но что гоструда должна дать детскому саду я не понимаю.

У меня даже был с ними разговор. Они говорят: вы разберитесь и скажите, что мы ничего там не даем. Я говорю, ну как это, есть вроде бы такие документы. То есть, само подразделение, сотрудники должны понять какие услуги они вообще оказывают.

Поэтому конечно, если мы хотим развивать бизнес, вся нормативная база однозначно должна быть актуализирована, пересмотрена и упрощена. Думаю, что чиновники должны ставить перед собой задачу, сколько ненужных требований они уберут в текущем году”.

Степан, владелец кофейни в центре Киева. “Бизнес работает, жаловаться на власть как бы не за что”.

Кофейня Степана

“Свою первую кофейню я открывал в доме, брал помещение в аренду, трудоустроил сотрудника. Для этого я оформил примерно 10 бумажек. Но потом, когда открывал мобильную кофейню, это был не бизнес, а ужас.

Во-первых, несусветные суммы за аренду точки. Если ты хочешь официально через торги купить место на “Золотых воротах”, то цена 260 тыс грн в год. Платить такие деньги, чтобы там на 3 м кв земли работал только один человек — это безумие.

Во-вторых, в тех местах, где возможно люди хотят пить кофе, стоять не позволяют, купить это место нельзя, они (городские власти Киева, — ЭП) называют его рекреационная зона.

Места продает КП “Міський магазин”. Не купив у них место, в городе стоят нельзя. Иначе приезжают эвакуаторы. Эти эвакуаторы — настоящие рейдеры. У меня была ситуация: приезжают 10 человек в масках, бьют продавца, заталкивают его в машину, твою машину, твою частную собственность без решения суда ставят на эвакуатор и увозят. Благодаря знакомому мне удалось вернуть свой автомобиль со штраф-площадки. А так, если они забрали, то уже никогда не отдадут.

КП “Міський магазин” на своей странице в facebook регулярно отчитывается о том, как по ночам конфискует самовольно размещенные средства передвижной торговли

При этом, если звонишь в милицию, там спрашивают, это обычная машина или машина-кофейня. Если машина-кофейня, они просто бросают трубку. Сейчас я арендую МАФ и не скажу, что у меня есть проблемы. Бизнес работает, жаловаться на власть как бы не за что”.

Почему в Украине тяжело вести бизнес легально

Если украинские предприниматели видят государственные препятствия для бизнеса фрагментарно, то руководитель BRDO Алексей Гончарук видит всю картину целиком.

По словам Гончарука, открыть бизнес в Украине непросто не только потому, что у нас постоянно меняется курс валют и идет война на территории страны, а еще и потому, что наше государство до сих пор является носителем постсоветской идеологии. В стране очень много архаичных процедур, от которых Украине надо избавляться.

BRDO. Офис эффективного регулирования (BRDO — Better Regulation Delivery Office, ЭП) — это неправительственная организация, созданная по инициативе Министерства экономического развития и торговли на деньги западных институтов. Цель BRDO — повысить эффективность законодательного регулирования в Украине.

ЭП поговорила с руководителем BRDO и выделила 10 самых важных тезисов.

Руководитель BRDO Алексей Гончарук

1. Значительная часть бизнеса не выполняет правила государства

Большая часть бизнеса не выполняет те правила, которые пишет государство. Например, из всех частных детских садов, действующих в Украине, с BRDO согласилось поговорить на условиях конфиденциальности только два. Они поделились своим опытом прохождения “7 кругов ада” по открытию бизнеса “частный детский сад”.

Поэтому справедливо предположение о том, что бизнес, как правило, мимикрирует, притворяется, договаривается с какими-то чиновниками на местах, и делает всё, чтобы не участвовать во всех этих кругах ада.

2. Правила государства никому не понятны

Бизнес договаривается с чиновниками на местах, потому что правила государства по ведению разного рода бизнеса никому не понятны. И это главная причина, почему бизнес отказывается публично рассказывать о том, как он в реальности был открыт и как работает в настоящий момент.

3. Сократить количество бумажек — прямая задача Минэкономики

Сокращать количество документов для ведения бизнеса — это их прямая задача. Работа Минэкономики заключается в том, чтобы создать для бизнеса комфортные условия работы. А вот комфортно бизнесу сейчас или нет, вопрос риторический.

4. “Выжечь” бумажки “напалмом” не получится

Мы регулярно участвуем в специальных дерегуляционных заседаниях Кабинета министров. За последние два года было отменено примерно 800 документов. Процесс идет, но он требует времени.

Проще всего сказать, давайте выжжем всё напалмом. Но это не работает. Государство должно иметь механизм, который защитит вас, например, от отравления в ресторане испорченными продуктами.

Второе направление работы — это настройка автоматического обмена данными между электронными реестрами госструктур. Сейчас Госагентство по вопросам электронного управления решает эту проблему.

5. Государство забыло ради кого работает

Мой главный месседж — в государстве нет идеологии клиентоориентированного подхода. Государство забыло ради кого работает. Это надо исправить. Архитектуру взаимоотношений государства и бизнеса, государства и человека надо строить от потребностей бизнеса, от потребности человека.

Бизнесу и людям должно быть комфортно, тогда они с радостью будут соблюдать правила и начнут этим даже гордиться. Потому что 21 век — это век репутационный экономики.

Сегодня выгодно в публичной плоскости быть красивой “белой” компанией. На Западе это уже давно вопрос выживания. Там “черная” и “серая” компания никогда не получит кредит, с ними никогда не будут заключать договора системные игроки.

Для того, чтобы в Украине репутация стала ценностью, государство должно превратиться в очень дружественную сервисную организацию.

6. Многие процедуры нельзя упростить, не поменяв законы

Многие вещи сложно поменять без изменений в законе. А парламент пройти — это еще та задача. В парламенте лежат, как минимум, несколько десятков правильных законопроектов, которые значительно упростили бы бизнес-регулирование.

УНИАН

7. Каждый 3-й подзаконный документ в Украине незаконен

По нашим предварительным оценкам, каждый третий подзаконный документ в Украине незаконен.

8. Украине надо развивать предпринимательскую культуру

По моим оценкам, легально открыть бизнес сложно. Открыть частное предпринимательство или зарегистрировать юридическое лицо —  не проблема. Но когда ты идешь собирать бумажки, это уже существенное препятствие. Я знаю не один десяток людей, которые только ступив на путь собирания бумажек, бросили это дело.

Одни начали работать в “тени”, другие пошли работать на кого-то. И это плохо, потому что предпринимательскую культуру надо развивать Развитие бизнеса надо стимулировать. Сейчас мы далеки от этого идеала.

9. Иногда на собирание “бумажек” уходят годы

В зависимости от вида бизнеса, на собирание некоторых “бумажек” “в белую” уходят годы. Иногда легально собрать все “бумажки” даже невозможно. Очень часто случайно или специально созданы условия, когда получить “бумажку” почти невозможно.

В Евросоюзе, на которой мы равняемся, есть простой принцип. Он заключается в том, что создавая правила, надо думать, насколько легко их будет выполнять малому и среднему бизнесу. Потому что в ином случае крупный бизнес найдет юристов, деньги и сравится, а малый и средний бизнес просто откажется от ведения бизнеса.

10. Из позитивного

76-е место в рейтинге Doing Business за 2018 год — это плохо. Но весной 2017 мы вместе с Минэкономики разработали законопроект №6540. Он зарегистрирован в парламенте. Если его примут, очень много точечных изменений сделают жизнь бизнеса проще. Украина вполне может выйти на 25 или 40 место в рейтинге.

В 2018 году наш приоритет — провести реформу инспекционных органов. Более 50 инспекционных органов мы собрали в одну информационную систему. И скоро мы создадим исчерпывающий перечень требований инспекторов к каждому виду бизнеса.