Експерти BRDO порахували, скільки грошей можна зекономити, змінивши підхід до реєстрації земель
Джерело: biz.liga.net
Сложность любых процедур, связанных с землей, уже стала хрестоматийной. Как и коррупционные издержки, необходимые для их ускорения. В BRDO попробовали посчитать, сколько времени и денег тратится впустую из-за существования нынешней системы и какие коррупционные издержки несут участники процесса. Результаты впечатляют – это миллиарды гривень в год.
Масштабы “земельного сервиса”
С “земельным сервисом” рядовой украинец сталкивается по многим причинам: оформление участка; исправление ошибок, допущенных в кадастре в разное время; согласование землеустроительной документации, регистрация сделок с землей или получение информации о координатах границ участков. Список можно продолжать. Все это требует кучу бумаги, времени и денег.
Учитывая, что владельцев земельных участков и землепользователей в Украине около 22 млн, можно лишь представить, насколько масштабна тема “земельных процедур”. А владеют землями не только частные собственники, но также общины и государство.
Каков реальный размер проблемы и кто получает выгоду от ее существования?
Сколько стоит регистрация участков
Чтобы оценить потери, Офис эффективного регулирования подробно проанализировал процедуру переоформления земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности. Она может служить самым ярким примером того, какие дополнительные затраты несут граждане, бизнес и государство из-за сложных административных процедур. Сколько денег и времени можно сэкономить только за счет трансформации процедуры оформления земельного участка из бумажного в электронный вид и оптимизации отдельных административных услуг.
Так, сейчас оформление земельного участка потребует 55 бумажных документов, 17 непосредственных контактов с чиновниками и 8,5 месяцев на саму процедуру. По нашим подсчетам, за счет перевода документов в электронный вид и отказа от ненужных действий, количество документов можно уменьшить до 5, количество контактов – не превысит 3-х (что существенно снизит коррупционные риски), а срок оформления сократится до 2,5 месяцев.
За счет этих изменений снизится и стоимость оформления одного земельного участка земель государственной и коммунальной собственности для частных лиц – с 6622 грн до 1904 грн за один участок (то есть более чем в 3 раза). Расходы органов государственной власти и местного самоуправления на проверку сведений об одном земельном участке уменьшатся с 3562 грн до 1497 грн, то есть почти в 2,5 раза.
Впечатляет и общая экономия для граждан, бизнеса и государства: для частного сектора – 8,068 млрд грн в год, для публичного – 3,565 млрд грн.
Расчеты сделаны на основе общего количества процедур с земельными участками в течение года. При расчете учитывались расходы на зарплату (человеко-часы, необходимые для работы с бумажными документами в соответствии с тарифом) расходы на транспорт, административные сборы и плата за нотариальные услуги.
Но и это еще не все. Объем коррупционных затрат при оформлении земельных участков с привлечением к коррупционным схемам инженеров-землеустроителей, по нашим расчетам, составляет 2,32 млрд в год. Это вес “неформальных расходов”, которые закладываются в цену документации при выполнении землеустроительных работ. В украинской современной практике такие внеплановые затраты могут достигать 80%(!) от стоимости самих работ.
Фактически, это средства, которые идут на взятки для ускорения процедур, а не за получение непосредственно земельного участка. За получение участка, скорее всего, плата в разы больше.
Масштаб земельной коррупции только в этом, отдельно взятом сегменте, легче понять, если сравнить его с суммой, которая предусмотрена в госбюджете-2018 на содержание Госгеокадастра, – 1,9 млрд грн.
Кто получает выгоду?
Поскольку есть те, кто “легально” ежегодно теряет лишние 11,6 млрд грн из-за несовершенства процедур, – есть и те, кто благодаря им, так же легально, получает эти средства.
Как было отмечено выше, за счет “дополнительных расходов” граждане оплачивают: заработную плату чиновников, которые работают с документами, расходы на транспорт, админcборы и плату за нотариальные услуги. Итак, из этих средств финансируются услуги территориальных органов Госгеокадастра, областных и районных государственных администраций, исполкомов органов местного самоуправления и землеустроителей.
Что касается последних, они в значительной степени сами являются заложниками существующих процедур, и, фактически, вынуждены закладывать 2,3 млрд грн взяток в цену своих услуг. При условии изменения процедур, стоимость землеустроительных работ существенно уменьшится.
Другие участники процесса из-за его сложности получают возможность увеличивать свой штат. Прежде всего, это Госгеокадастр, его территориальные органы, ОГА, РГА, исполкомы органов местного самоуправления.
И чем сложнее процедуры – тем больше штат. Вероятно, это и является одной из причин того, что на момент создания в 1991 году Госгеокадастр (тогда – Государственный комитет Украины по земельной реформе) имел 70 человек. А сейчас, вместе с территориальными органами, он стал пятым по величине штата гражданским ведомством страны.
Ну, и чем больше процесс зависит от чиновников, тем выше коррупционные издержки граждан.
“Под ключ” за 1,5 года
Что в итоге? Граждане за свои деньги хотят получить удобный сервис и скорейшее получение услуги, а на самом деле теряют время и средства. Такая процедура оформления участков убыточна для граждан и неблагоприятная для бизнес-климата.
Проблема не только в людях, которые работают в этих госструктурах (но, раз речь идет о взятках, – наверное, и в них тоже), а в большей степени в системе. Какие изменения ей нужны? Часть процедур в этой длинной звене вообще следует отменить; часть объединить; часть – перевести из бумажного в электронный вид.
Изменения “под ключ” можно реализовать за 1,5 года. Для этого нужно разработать соответствующее программное обеспечение, “пилотировать” его на территории нескольких ОТГ, зафиксировать плюсы и недостатки, на основе выводов разработать законопроект и принять его.
Масштабирование проекта на территорию всей Украины предусматривает, что после принятия закона к работе в новом формате подключится очень большое количество распорядителей земли.
Системные изменения, направленные на упрощение, можно провести и по другим “земельным сервисам”. Политическая ситуация сейчас выглядит благоприятной для таких изменений.