С 1 января 2019-го перестали действовать методические рекомендации Министерства культуры о порядке разработки и согласования историко-градостроительных обоснований (ИГО). И хотя согласовательная процедура лишилась вредного рудимента, урбанистический хеппи-энд на горизонте пока не просматривается.
Очень многие надеялись, что отмена ИГО значительно изменит атмосферу на рынке. Однако по факту никакой революции в 2018 году не произошло.
Мы наблюдаем, как постепенно внедряются правила, которые должны были действовать с 2011 года, с принятием Закона «О регулировании градостроительной деятельности». Этим законом была усилена роль системного планирования.
Ранее застройщики могли корректировать решения генерального плана через градостроительное обоснование, и многие пользовались этой возможностью. Материалы общего городского плана многократно утяжелялись изменениями. Такой же подход применялся к историко-архитектурному опорному плану (ИАОП). Его положения уточнялись на каждой стадии проектирования, а для всех объектов в исторических ареалах разрабатывались еще и историко-градостроительные обоснования (ИГО). Таким образом, возможность и ограничения строительства определялись для каждого объекта индивидуально, а стратегические документы обесценивались.
Кроме того, существовавшая модель нарушала принцип юридической определенности. Последствия госрегулирования должны быть предвидимыми для тех, на кого распространяются. Община имеет право понимать сегодня и определять на будущее, что в принципе позволено делать с городом, а что нет. Поэтому Законом «О регулировании градостроительной деятельности» 2011 года согласовательный процесс упорядочили, казалось бы, устранив точечное строительство.
Однако быстрая реформа не получилась. Ситуативное регулирование оставалось жить в подзаконных нормативных актах вплоть до начала 2019 года, когда наконец перестали действовать методические рекомендации Министерства культуры о порядке разработки и согласования историко-градостроительных обоснований.
Пока можно только догадываться, как будет работать система. По задумке Минкульта, с 2019 года в исторических ареалах городов без утвержденного ИАОП должен действовать мораторий на строительство.
По информации Минкульта, историко-архитектурные опорные планы утверждены и действуют менее чем в трети украинских исторических городов (без учета временно-оккупированных территорий). Не имеют таких планов даже Киев, Львов и Харьков. В самом продуктивном 2017 году было утверждено всего 20 ИАОП, а предстоит утвердить еще более 250. Даже по самому оптимистичному прогнозу, процесс растянется на несколько лет. Вакуум пространственного планирования создает напряжение, которое в лучшем случае выльется в рывок принятия ИАОП, в худшем — в массовое незапланированное строительство.
Приходится констатировать, что мораторий на строительство на территориях, где не утверждено ИАОП, так и не начал действовать. Судя по данным открытой системы рассмотрения разрешительных документов «Прозора ДАБІ», разрешения на строительство в центре Киева, не имеющего ИАОП, выдаются и в этом году. Записи о выдаче документов на строительство в историческом ареале за январь 2019-го имеются в киевском и львовском реестрах градостроительных условий и ограничений.
Рынок интересует вопрос: отмена ИГО устраняет Минкульт от «управления» проектами застройки или нет?
Ответ: нет. В ходе подготовки зеленой книги «Новое строительство на территориях размещения объектов культурного наследия» мы насчитали в «арсенале» Минкульта восемь (с учетом ИГО) инструментов влияния. Согласование органов охраны культурного наследия требуется уже на этапе отведения земельного участка, затем их решения будет ждать проектная документация. Чтобы произвести земляные и строительные работы, потребуется несколько разрешений тех же органов. В случае, когда новый объект может повлиять на памятники национального и местного значения одновременно, процедура усложняется вдвое: согласования и разрешения выдают и Минкульт, и местные органы охраны культурного наследия. Таким образом, Минкульт сохраняет влияние на все стадии строительства в исторических ареалах.
Завершим анализ на оптимистической ноте. Теоретически опорные планы должны сменить ручное управление по типу историко-архитектурного обоснования, уменьшив число конфликтов между общиной и застройщиками. Теперь дело за местными властями, которым необходимо доработать градостроительную документацию.