Минуле століття: чому будівельний ринок не може без паперу

Джерело ЛІГА.Бизнес

Чтобы получить разрешение на строительство, нужно подготовить килограммы бумаг. Почему не работают электронные сервисы?

Иногда мне кажется, что новые строительные нормы, которые предусматривают увеличение зоны озеленения, – простая компенсация за деревья. Зеленые насаждения стали сырьем для всего того объема бумаги, которые застройщику необходимо собрать и передать в разрешительные органы. И это реальность в 21 веке, в центре Европы. Напоминает фантасмагорию.

(Не)прозрачные изменения

В прошлом году была запущена система “Прозрачная ГАСИ”. Чиновники демонстрировали, как декларацию на начало строительных работ можно оформить онлайн. В действительности все оказалось не так и радужно.

В декабре прошлого года инвестор из Черновцов решил построить объект коммерческой недвижимости. По существующей процедуре были собраны все документы (суммарно – несколько килограммов бумаги), доставлены в Государственную архитектурно-строительную инспекцию в Киев. Документы приняли, получить ответ необходимо было через систему “Прозрачная ГАСИ”. Но чуда не случилось.

Во-первых, прозрачность началась и закончилась штампом “принято” – проследить процедуру прохождения документов онлайн невозможно. Во-вторых, публичного ответа через систему “Прозрачная ГАСИ”, инвестор вовремя не получил. В-третьих, инвестор получил отказ, подписанный лицом, не уполномоченным на работу с таким типом разрешительной документации. Обоснованием стали замечания типа “адрес нужно указывать и в названии, и в строке местонахождение объекта”.

Почему я уделяю такое большое внимание замечаниям? Дело в том, что они были выписаны к проекту, ранее получившему положительный вывод экспертизы, которую может делать сертифицированный государством специалист. То есть, представитель государства проверил вывод специалиста, которому это же государство делегировало полномочия, и нашел в нем ошибки.

Это разве не подножка для инвестора – представителя рынка, который генерирует до 3% ВВП? И самое интересное. Ни за нарушение сроков, ни за ошибки при госэкспертизе – государство ответственности не несет. Это – проблемы инвестора.

Можно ли изменить ситуацию?

Реально ли переделать саму систему получения разрешений в строительной отрасли для помощи реальным инвесторам, не теряя при этом возможности обеспечивать контроль за безопасностью и отсутствием нарушений градостроительного законодательства? Можно.

Для этого нужно создать единую информационную систему, которая бы занималась организацией градостроительной деятельности. Потребность в этой системе назрела давно. Что даст такой подход? Прежде всего, он поможет объединить разрозненные данные и реестры, позволит обмениваться документами дистанционно и отслеживать любые операции с документами. А главное, система будет ориентирована не на чиновника и “выкачивание взяток”, а на инвесторов.

Основа для внедрения такой системы разработана. Осталось ее принять. Плюс создать реестры градостроительных и технических условий, объектов строительства (с указанием разрешительных документов, энергосертификатов) с их последующей интеграцией в эту единую систему. Кроме того, ее нужно дополнить интерфейсами взаимодействия между центральными/местными органами власти и застройщиками/исполнителями работ. Нужно обеспечить постоянный публичный доступ к открытым разделам с документами и аналитикой.

После их утверждения инвестору из Черновцов не нужно будет везти килограммы бумаги в Киев. И любой инвестор сможет отслеживать прохождение разрешительных документов на любом этапе. А органы, которые выдают лицензии, смогут управлять ими дистанционно.